на главную страницу Кинохроника, телепередачи и фильмы о войне
       Документы музея        История музея        Экспозиция        Выставки        Печатные издания        Обособленная экспозиция        Пишите нам        Cувениры
 
      15 апреля 1942
После четырехмесячного перерыва возобновилось движение трамвая на пяти маршрутах.
      21 апреля 1942
Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение об объединении Ленинградского и Волховского фронтов и назначила командующим Ленинградской группой войск генерал-лейтенанта артиллерии Л.А...
Подробнее>>
      24 апреля 1942
В связи со стремительным таянием льда закончилось движение по ледовой трассе...
Подробнее>>
      02 апреля 1943
Навигацию на Ладожском озере открыли корабли Ладожской военной флотилии.
      30 апреля 1944
Открылась выставка “Героическая оборона Ленинграда”.

Полная хроника блокады

     27 декабря 2017 в музее состоялось открытие выставки «Выковырянные: Из истории эвакуации жителей Ленинграда».

     

В 2016 г. в коллекцию Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда поступила уникальная коллекция предметов, относящихся к истории эвакуации и жизни в Татарстане интерната детей ленинградских журналистов. Это переписка, официальные документы, дневник одного из руководителей интерната и одновременно создателя детской журналистики в Ленинграде Анны Лазаревны Мойжес и материалы выпускавшейся воспитанниками интерната стенгазеты «Юный ленинградец».

     

В основу выставки легли предметы из этой коллекции, рассказывающие о жизни ребят в эвакуации. О том, как они жили, как все – от дошколят до старшеклассников, работали и учились, ставили спектакли и влюблялись, и… взрослели без родителей…
О том, какой долгой была дорога домой – длиной почти в четыре года. Анна Лазаревна Мойжес всю свою жизнь посвятила работе с детьми в газете «Ленинские искры». В 1941 г. она работала в Ленинграде и вместе с мужем воспитывала сына. С началом войны ее муж ушел на фронт, сын вместе с детьми других ленинградских журналистов был отправлен в эвакуацию. Через несколько дней после отъезда Интерната детей журналистов, куда собрали детей, Анна Мойжес была командирована вслед за ним, а вернее на его поиски, так как родители не получили сведений о том, где оказались их дети. Анна Мойжес нашла интернат и, так как выпуск «Ленинских искр» был остановлен, осталась работать заведующей. Почти сразу после приезда она поняла, что условия жизни в деревне Ярославской области, где оказались дети, слишком тяжелые и в дальнейшем здесь будет сложно устроиться, и она вместе с другими воспитателями приняла решение о перевозке детей вглубь «большой земли». Так они оказались в Татарстане. В деревне ребят устроили в помещении сельской школы, здания которых часто становились «приютом» переселенцев военного времени. Им надо было обеспечить постель, еду, одежду – практически все средства существования. И Анна Лазаревна Мойжес вместе с другими сотрудниками интерната по мере возможностей организовывала быт, обучение и работу своих подопечных. Этой истории и будет

     
Эвакуация населения из Ленинграда – одна из памятных страниц истории города в период Великой Отечественной войны. В то же время история эвакуации имеет множество тем, не известных в подробностях не только широкой публике, но и специалистам – ход и пути эвакуации, жизнь в эвакуации, психологические и бюрократические особенности процесса эвакуации и т.п.

     
Хорошо известна официальная сторона эвакуации: 27 июня 1941 г. была образована Ленинградская городская эвакуационная комиссия, вскоре заработали соответствующие районные комиссии. Опубликованы документы, освещающие деятельность этих комиссий, их итоговые отчеты. С 29 июня 1941 г. по 17 декабря 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано свыше 1,7 млн человек.

     
Менее изучен процесс эвакуации с точки зрения обычного человека. Процесс эвакуации был долгим и сложным, на всех его этапах. Сначала нужно было решиться на эвакуацию. Трудность принятия решения диктовалась несколькими факторами. Это и стремительное наступление немецких войск в начале войны, и отсутствие уверенности в будущем, и надежда, что враг скоро будет остановлен, и нежелание покидать город, оставляя жилплощадь и рабочие места. Люди смутно представляли, что их ждет за тысячи километров в глубоком тылу, и у них не было гарантии, что они смогут вернуться обратно. После того, как решение об эвакуации было принято, стресс усиливался, необходимо было собрать комплект документов, закрыть все задолженности (по квартплате, по карточкам, по работе и т.д.). Сам путь в эвакуацию был также связан с трудностями и стрессом. Противник стремился максимально разрушить транспортные коммуникации СССР. Железные дороги стали объектом массированных налетов немецкой авиации. Для перевозок зачастую использовался плохо приспособленный транспорт, сам путь был долгим и трудным.

     
Рассказывая о войне, чаще всего говорят о фронте. В перечислении населенных пунктов, орудий и самолетов, побед и поражений цифры порой заменяют имена людей. А «тыловая жизнь» – она и есть «тыловая», «там не стреляют», это не «героизм». И тем более, спустя 75 лет мы не задумываемся, как вооружалась, одевалась и кормилась армия. Откуда брались все эти «ресурсы», если большая часть «трудоспособного» населения – мужчин, была на фронте? Чем были заняты массы перемещенного населения, которое, по сохранившимся воспоминаниям, в регионах России, особенно в деревнях, называли «выковырянные».

     

Время действия выставки: с 27 декабря 2017 по 23 апреля 2018г.

     

19.01.2018


СПб ГБУК "Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда" ©
Разработано © 2009-2010 D & S

7+
Выборы президента России    Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны